Организационно-мотивационный этап:
Задание 1. Расшифруйте рассказ.
Наш путь шел от по
до
. Затем мы двигались
по
вдоль
к
. К вечеру мы вошли в
, прошли 2 км по
и у
сделали привал.
Текст
Однажды в классе сельской школы Слава, Соня и Сева внимательно рассматривали глобус и мечтали о далёких путешествиях. Дети сожалели о том, что Америка, Северный и Южный полюсы, страны и континенты уже открыты и исследованы другими людьми. Своими рассуждениями они поделились с учителем, Светланой Вячеславовной.
– Вы напрасно расстраиваетесь. «Стать путешественником можно и в наши дни», – сказала она ребятам.
– Но прежде, ответьте на три важных вопроса. Вот эти вопросы: – Известно ли вам, с чего начинались великие путешествия?
– Твёрдо ли вы знаете, куда, зачем и почему хотите отправиться в путешествие?
– Нужна ли путешественникам карта?
Светлана Вячеславовна посоветовала ребятам для начала отправиться в путешествие по родному краю.
Вопрос 1. Как вы думаете, понадобится ли ребятам географическая карта, чтобы отправиться в путешествие? Выберите один вариант ответа. Да Нет
Вопрос 2. Помогите ребятам выбрать карту, с помощью которой можно совершить путешествие по родному краю. Запишите номер выбранной вами карты____________________________
1. карта метро, 2- карта полушарий, 3- карта местности, 4- контурная карта.
Вопрос 3. Объясните, для чего необходима географическая карта во время путешествия по родному краю. Отметьте несколько правильных ответов.
- Найти месторасположение достопримечательностей родного края
- Отметить месторождения полезных ископаемых
- Передвигаться по окрестностям родного края
- Обозначить места сельскохозяйственных угодий
- Нанести на карту маршрут путешествия
Вопрос 4. Цифрами на карте обозначены точки, где Слава, Соня и Сева сделали остановки. С помощью карты и условных знаков определите, где делали остановки юные путешественники.
1 – _________________________________________________
2 – _________________________________________________
3 – ___
Нарисуй условными обозначениями лес, кустарник, луг.
а. Открытие нового знания(теория)
Лекционный материал.
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
Вы уже знаете, что моделью земного шара является глобус. Главное достоинство глобуса - это его объёмность, передающая шарообразную форму Земли. Но глобусом неудобно пользоваться именно из-за его объёмности, которая затрудняет решение каких-либо практических задач. Кроме этого, на глобусе нельзя показать некрупные и мелкие объекты: жилые кварталы, отдельные деревья, сады, родники и т. д. Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности . Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхности является географическая карта — чертёж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам . Одно из главных правил: карта, как и план, строится в масштабе. Истоки современной картографии следует искать в Древней Греции. Ведь именно древнегреческие учёные указали на шарообразность Земли, вычислили её размеры, предложили использовать систему параллелей и меридианов и, наконец, создали первую «настоящую» карту с градусной сетью. Первое собрание карт было помещено в труде «География» древнегреческого философа и астронома Клавдия Птолемея (ок. 90 - ок. 160). С этих пор карты стали использовать не только в научных, но и в практических целях (для сбора налогов, подсчёта площадей и рас стояний). Неоценимый вклад в развитие картографии в Средние века внес голландский картограф Герард Меркатор (1512—1594). Он издал сборник карт и описаний стран, который назвал атласом в честь Атласа (Атланта), осуждённого навеки держать на своих плечах свод небес. С тех пор все сборники карт называют атласами. В первой половине ХХ в. на помощь картографам пришла аэрофотосъёмка, т. е. фотографирование местности с самолёта или других летательных аппаратов . Аэрофотоснимки дают достаточно полную информацию об отдельных участках местности. Сейчас картографическую информацию поставляют в основном искусственные спутники Земли, а обрабатывают автоматически с помощью компьютеров. Космические снимки отличаются тем, что передают информацию о больших участках земной поверхности. Аэрофотоснимки и космические снимки требуют дешифровки, т. е. умения читать их.
Когда появились и какими были первые карты?
Географические карты начали создавать задолго до появления письменности. Об этом рассказывают археологические находки, возраст которых достигает 10-15 тыс. лет. У древних людей, занимавшихся охотой и поэтому уходивших на далёкие расстояния в поисках добычи, всегда была необходимость запоминать местность, пути к новым охотничьим угодьям. Рисунки-карты стали средством обмена информацией об окружающем мире между людьми, поколениями, племенами. Подручными материалами, на которые наносились рисунки-карты, могли быть камни, костяные пластины, береста, дерево. Был найден даже кусок бивня мамонта с картографическим чертежом. В Древнем Вавилоне для рисования карт использовались глиняные таблички, в Египте — папирус, в Китае — шёлк. Карты рисовали такие известные художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер. Картами украшали дворцы, их коллекционировали . Первые карты содержали огромное количество ошибок: их составители мало думали о точном измерении расстояний или передаче очертаний географических объектов. Но даже такие карты были бесценными, потому что благодаря им можно было повторить уже пройденный кем-то путь, обезопасить себя от каких-либо неприятностей.
Как изменялись карты на протяжении истории человечества?
Расцвет картографии напрямую связан с эпохой Великих географических открытий (ХV—XVI вв.). Ориентируясь по картам, плыли и шли первооткрыватели, на карты наносились новые земли, по картам устанавливались границы новых владений . Изобретение печатного станка позволило быстро тиражировать карты. Карта перестала быть единичным произведением искусства и сделалась массовой и общедоступной.
Как делают карты на компьютере?
В памяти компьютера хранятся координаты миллионов точек земной поверхности, очертания рек и гор, морей и озёр, границ государств. Из этих точек и линий по принципу конструктора и строится новая карта. Картографу достаточно лишь выбрать, что необходимо изобразить на карте в соответствии с её предназначением и масштабом. Например, на политической карте необходимо обозначить границы и города, а на карте растительности лучше показать границы заповедников и национальных парков.
Компьютерные карты имеют целый ряд очевидных преимуществ перед картами, созданными традиционным способом. Их отличает высокая точность. Они быстры в создании. Компьютерные карты почти не успевают «стареть». Любое изменение географических названий, границ, очертаний объектов в считанные часы может быть отражено на карте. Компьютерная карта позволяет быстро переходить от одного масштаба к другому и от одной картографической проекции (способ изображения поверхности земного шара на плоскости) к другой . Поскольку компьютерная карта существует в электронном виде, она очень доступна, компактна и совместима с большинством компьютерных программ. В случае, когда компьютерная карта дополняется текстом, таблицами, программами для построения схем и графиков, получившийся компьютерный продукт называют географической информационной системой или сокращенно ГИС. При помощи ГИС можно быстро составить план строительства новых дорог, кварталов, определить наиболее выгодный способ использования земли, вести наблюдения за районами возникновения опасных природных явлений.
-Творческий этап:
М.С.Смирнова.
Проблема 7. Работа с географическими картами в начальной школе
Как и с какими картами работать?
С какими картами работают младшие школьники?
Это две основных карты — физическая карта полушарий и карта России. В 4 классе дети работают с картой природных зон нашей страны.
Однако в настоящее время возникает острая необходимость научить школьника методам извлечения информации из различных источников. Важным средством информации является карта, которая представлена не только на страницах школьных учебников, но и в электронных источниках информации, которыми активно пользуется современный ученик.
Карта выполняет две функции: это и объект изучения, и источник информации. Однако развитию картографических знаний и умений уделяется недостаточное внимание в процессе обучения. Существует разрыв между значением картографических произведений в развитии младшего школьника и практикой их использования в начальной школе.
Учащиеся работают с моделью — глобусом, с помощью которого происходит знакомство с формой и размерами Земли, формируется представление о градусной сетке («Школа 2100»).
Тема « План и карта». Учащиеся знакомятся с понятием план и карта, выявляют черты их сходства и различия, учатся читать карту. На уроках и во время экскурсий (если учитель рискнет их проводить) отрабатывается содержание вопроса «Ориентирование на местности». Следовательно, младшие щкольники должны быть знакомы с понятиями «горизонт» и «стороны света». Они должны уметь пользоваться компасом, ориентироваться по нему и по местным признаком. Дети должны получить представление о том, как вычерчивают план школы и пришкольного участка.
В процессе изучения окружающего мира дети знакомятся с картой как объектом изучения: исследуют, что такое масштаб и как показаны на карте природные, социальные объекты, учатся работать с настенной и контурной картой (нередко она представлена в рабочих тетрадях).
В методике преподавания начального естествознания накоплен обширный опыт по работе с картами, разработаны приемы работы с ними (1,с. 199 – 204). На основе требований стандарта начального образования разработаны интегрированные задания по итоговой аттестации учащихся четвертого класса, в состав которых включены и задания, нацеленные на работу с картой. Однако анкетирование учителей и беседы с ними показывают, что в реальной практике массовой школы работе с картой уделяется крайне мало внимания. Учителя испытывают трудности в реализации этого направления их работы, поскольку сами нередко имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку по данному вопросу, не в полной мере осознают значение карты в развитии пространственного мышления, умении устанавливать причинно – следственные связи, повышении интереса к предмету. При этом надо заметить, что авторами УМК по курсу «Окружающий мир» разработаны наборы карт (атласы), имеются методические рекомендации. Однако некоторые картографические произведения не в полной мере соответствуют возрастным и психологическим особенностям младших школьников, да и школа редко обеспечена ими. При изучении методических рекомендаций многие учителя игнорируют те материалы, которые посвящены работе с картой.
Таким нам представляется круг проблем, который связан с использованием карты при изучении окружающего мира. Поэтому хотелось бы рассмотреть различные приемы работы с картой, которые могли бы быть интересными для учащихся и помогли бы активизировать процесс обучения.
Как работать с картой? В начальной школе формируется умение читать карту, что подразумевает умение узнавать действительность, реальный мир в сочетании условных знаков, т.е. извлекать информацию о качественных и количественных характеристиках изображенной на ней территории (3,с. 174). Это умение базируется на понимании карты. Под пониманием карты подразумевается наличие картографических знаний (что такое географическая карта, ее отличия от других изображений земной поверхности).
В основном учащиеся знакомятся с планами и картой в 4 классе и, как правило, начинается это знакомство с темы « Изображение местности на плане». В содержании этой темы самым главным является изучение топографических знаков, что, кстати, очень нравится детям. Поэтому можно предложить детям чтение рассказов, в которых условные знаки заменяются словами, и наоборот – слова заменяются условными знаками (однако этот вариант работы более сложен для детей и требует больших затрат времени). Приведем пример из учебника О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» (4,с. 85).
«Четвертый год я хожу в …… одним путем. Раньше, выйдя из дома, я всегда заходил на …. у дороги и выпивал горсточку – другую чистой воды. Далее, за … через тогда еще глубокую речушку, дорога шла по березовой роще и выводила на широкий …., за которым виднелась окраина города и моя школа. За последние три года дорога стала неузнаваемой. Город сильно разросся. На прежнем лугу поднялись новые дома. Роща давно стала …. И о ней напоминают только остатки….. Вместо речки по дну ….течет грязный ручей, в который сливают городские отходы. А на его месте возникло топкое…. Как могли люди уничтожить красоту и чистоту моего любимого уголка природы!»
Далее автор предлагает задание: «Нарисуй с помощью условных знаков, как изменилась местность за четыре года». Безусловно, такие приемы работы можно модифицировать. Если у учителя имеются карточки с топографическими знаками, то описанный вид работы можно выполнять фронтально в виде аппликаций на магнитной доске или интерактивной доске. При проверке знаний и умений в форме теста также можно использовать этот материал: ученик отмечает цифрами, какой топографический знак необходимо использовать в том или другом месте рассказа. Если учитель «заразит» детей своим интересом к изучению этой темы, то они сами предложат много интересных рассказов.
В целях формирования умения ориентироваться и использовать необходимые условные знаки плана, учителя нередко используют другой прием работы.
« Нарисуй дорогу по описанию с помощью условных знаков и масштаба». Приведем пример. « Пройди через луг на северо – восток 150 метров и поверни строго на север. Через 200 метров, напротив родника поверни на восток и иди через кустарник метров 300. Впереди будет ельник. Поверни на юг, пройди 100 метров до просеки. В самом ее начале, у большого муравейника я буду ждать тебя» (4, с. 86).
Детям можно предложить составить аналогичное задание, что будет представлять для них больший интерес. Кроме того, можно этот вид задания сделать более личностно значимым для детей, связав его, например, с летним отдыхом (путешествиями, лагерями отдыха, дачами), поисками кладов и пр.
Использование приемов занимательности не теряет своей актуальности, ведь дети любят что-то расшифровать, разгадывать. Приведем пример. « В одной семье, при ремонте квартиры, в старом шкафу были обнаружены планы (карты) местности. Один – совсем старый, на нем стерлись некоторые знаки, другой план читается легко. Ребята решили узнать, какая территория изображена на этих планах…
Сравнив два плана, они решили, что на них изображена одна и та же местность, вероятно, та, где жили их предки. Тогда ребята решили узнать, как изменилась эта местность за последнее время…»
Как видно, этот пример не только помогает сформировать умение работы с планом местности, но и затрагивает другие темы (например, « Моя родословная»).
Занимательные «моменты» всегда помогают учителю активизировать процесс обучения. Разгадывание кроссвордов, загадок - известные приемы, но мало применяемые в работе с картой. Наиболее полный комплект заданий такого характера на страницах учебника предлагает О.Т.Поглазова (4).
Установление пространственных отношений между объектами – важное умение. Приведем пример задания, нацеленного на формирование такого умения.
« Представь себе, что ты идешь по дороге. Опиши, что ты видишь справа и слева от дороги». Предполагаемый ответ ученика: «Справа от дороги я вижу озеро. А вот озеро, расположенное слева от дороги, я вряд ли увижу, так как оно расположено в лесу (хвойном). Если идти зимой, то озеро справа от дороги я вряд ли замечу, если оно будет покрыто льдом».
Еще один вид работы, позволяющий устанавливать пространственные отношения между объектами – это анализ планов местности с умышленным допущением ошибок.
Многие учителя в работе используют прием «заселения карты». Это означает, что мере изучения темы, дети отмечают условными знаками основные черты изучаемой территории ( полезные ископаемые, показатели климата, характер растительности, животного мира, города и пр). Таким образом, в процессе творческой работы учащиеся самостоятельно создают свою карту. Этот прием помогает установить причинн -следственные связи, сформировать пространственные представления, а также моделировать различные варианты взаимоотношения человека с природой (1.)
Всегда вызывает интерес у детей работа, предполагающая возможность оценки их восприятия реальной действительности с учетом переноса трехмерного изображения на плоскость.
Задание 1.Нарисуй свой путь из школы домой. Изобрази объекты, мимо которых ты проходишь.
Задание 2. Представь себе, что ты летишь на воздушном шаре и сверху видишь территорию своей школы. Нарисуй то, что ты видишь.
В целях формирования представлений учащихся о расположении материков и океанов на карте мира, а также для проверки знаний об основных элементах градусной сети (экватор, нулевой меридиан, параллели и меридианы), рекомендуем проводить групповую работу, выполнение которой всегда интересно и учащимся 4 классов, и студентам (рис.5) Тема работы «Моя карта мира». Класс делится на группы (по 4 – 5 чел). Каждая группа должна иметь следующее оборудование: бумага формата А3, набор фломастеров, клей, контуры материков (подготовленные заранее – вырезаны из цветной бумаги). Время выполнения работы – 1 урок. Инструкция к выполнению. 1. Отметь основные элементы градусной сети на бумаге (экватор, нулевой меридиан). 2. Расположи (приклей) контуры материков так, как они расположены на карте мира. Подсказок нет. Контуры материков располагаются по памяти. В конце урока учащиеся демонстрируют полученные результаты, вывешивая карты - аппликации на доску.
В настоящее время учителя начальной школы недостаточно используют контурную карту, не всегда уделяют внимание работе с географической номенклатурой (географическими названиями). Вместе с тем, требования стандарта начального образования предусматривает такое направление работы. Для закрепления знаний о географических названиях можно быстро проверить уровень их усвоения таким образом. На настенной карте пронумерованными цветными кружочками отмечены географические объекты. Учитель их показывает, а дети отмечают в тетради их названия.
Или наоборот, учитель читает названия географических объектов, а дети отмечают цифрой правильный ответ.
Для того, чтобы показать роль карты для современного человека, можно организовать выставку – презентацию различных картографических произведений. Предложите задания детям:
1. Найдите дома книги, энциклопедии, журналы, путеводители, в которых имеются какиелибо карты. Расскажите о них. Какую информацию нам «рассказывают» эти карты?
2. Найдите в Интернете карты. Какую информацию предоставляют они нам? На каких
сайтах они размещены? Почему?»
Такие задания помогут детям сформировать представление о многообразии картографических произведений и их роли в современном мире, расширят кругозор детей, научат работать с различными источниками информации
Анализ техкарт урока Земля на карте 2 кл Школа России.
Макет технологической карты пробного урока окружающий мир
ФИО студента ….. Дарья Ивановна
Подпись методиста ____________
Дата 15.05.2025 2 Класс 2 часть
Тема урока
|
Земля на карте |
Цель
|
Создание условий для формирования представлений о понятии «карта мира», знакомство с океанами и материками Земли.
|
Образовательные задачи
|
Узнать, как распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; Научиться находить Россию на карте мира; показывать на карте океаны и материки
|
Развивающие задачи |
Способствовать развитию познавательных УУД: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий. Способствовать развитию коммуникативных УУД: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений Способствовать развитию регулятивных УУД: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; находить ошибки в своей работе, корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
|
Воспитательные задачи |
Способствовать формированию
|
Планируемые результаты |
|
Предметные:
|
Ученик узнает, как распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; Ученик научится находить Россию на карте мира; показывать на карте океаны и материки
|
Метапредметные |
1. Познавательные: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий.
2. Коммуникативные: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
3. Регулятивные: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; находить ошибки в своей работе, корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
|
Личностные |
У обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: |
Основные понятия |
Карта мира |
Межпредметные связи |
Русский язык, изобразительное искусство |
Оборудование
|
Учебник Окружающий мир «Школа России» 2 класс 2 часть Стр. 110-113 Презентация к уроку Карточки с заданиями |
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I. Организация начала урока
|
||||||
|
Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Ивановна сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Давайте перед началом урока проверим нашу готовность к уроку. Посмотрите глазами всё ли у вас лежит на парте. Если вы готовы поднимите глазки на меня и тогда я пойму, что я могу начать урок.
|
Слушают учителя Проверяют готовность к уроку
|
|
Р: проявлять уважительное отношение к собеседнику.
|
1 мин
|
|
II. Мотивация к учебной деятельности |
||||||
Задачи: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Актуализировать требования ….. Создать условия для постановки учебной задачи |
-Ребята, урок окружающего мира очень интересный урок, поэтому давайте соблюдать правила дисциплины. -Чтобы вы себя контролировали предлагаю вам поиграть в игру, называется она «Шумомер». На доске три линии, каждая линия отвечает за определённый ряд, под линиями магнитики, как только какой-то ряд начинает шуметь, я буду поднимать магнитик вверх, в конце урока, у какого ряда магнитик будет выше, чем у других, к сожалению, я задам дополнительное домашнее задание. -Ребята вы наверняка на уроках работали в парах, давайте вспомним какие правила работы в парах вы знаете. 1.
обращаться друг к другу по имени, спокойно, не повышая голоса;
-На уроке нам также предстоит работать с картой, поэтому нужно знать правила работы с картой. 1.Показывая материк, ведём указкой по его границе. 2.Не заслоняй собой карту. 3.Указка берётся в ту руку, которая ближе к карте.
|
|
|
Р: проявлять уважительное отношение к собеседнику; в процессе диалогов задавать вопросы, в соблюдать правила ведения диалога высказывать суждения; |
2-3 мин. |
|
III. Постановка учебной задачи |
||||||
Задачи Организовать формулирование темы урока учащимися. Организовать постановку цели урока учащимися. |
-Ребята, перед вами три изображения (планета Земля, глобус и карта). Что это? ( 1 слайд) Что такое глобус? А для чего нужен глобус? (для того, чтобы увидеть, что есть на нашей планете: материки, океаны, реки, озёра) А карта? Для чего она нужна? - Как вы думаете, где более точно мы можем увидеть информацию, на карте или на глобусе? Почему? - Ребята, глобус — это уменьшенная копия нашей Земли, поэтому изображение будет более точное. Ведь для того, чтобы изобразить то, что нужно показать на выпуклой стороне, к карте это нужно так скажем «приплюснуть, примять». Из-за этого и будут искажения - Карт существует различное множество: физическая (материки и океаны), политическая (показаны страны) и другие.
-Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей карте. (2 слайд) - На уроке вам предстоит разгадать загадку: что обозначает 5 «а», 1 «е»; а также что означают буквы: Т, И, А, С Л, Ю -Итак, мы услышали ваши варианты, в конце урока мы сделаем вывод, правильные ли были ваши предположения или нет.
|
С помощью учителя формулируют тему урока.
|
|
К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; в процессе диалогов задавать вопросы, в соблюдать правила ведения диалога высказывать суждения; П: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
|
7 мин
|
|
IV. Решение учебной задачи |
||||||
Задачи Формировать умение ориентироваться в …, умение делать собственные выводы на основе анализа изучаемого материала, применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность
|
-Я думаю мы можем начинать наше путешествие. Давайте закроем глаза и представим, что мы летим в самолёте. Можете открывать. (3 слайд) -Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Как называется данный материк? Начинается он на букву «Е». - Верно, это материк Евразия, он начинается с буквы е. Евразия — самый большой материк на Земле, он состоит из двух частей света — Европы и Азии.
- А как вы думаете, что же обозначает 5 «а»? Остальные материки начинают на букву «А». Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. (Попутно показывая на карте данные материки) (дети показывают у себя на карте) Северная и Южная Америка Официально первооткрывателем Северной и Южной Америки признан Христофор Колумб.
-- Итак, мы с вами рассмотрели какие есть материки на Земле, увидели их на карте, и теперь у меня для вас есть задание. Его вы будете выполнять в парах. Работа с карточками. (4 слайд) Перед вами карточки, на которых изображены материки, ваша задача используя карту в учебнике соотнести силуэт материка и его название. (Задание из рабочей тетради)
-Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. ФИЗМИНУТКА Тихо все, ребята, встали Руки дружно все подняли Развели их в стороны Посмотрели ровно ли Опустили разом вниз Тихо, тихо все садись
- Итак, мы с вами отдохнули, и вновь можем продолжать работать.
- А как вы думаете, что такое материк? -Материк — это большой участок суши со всех сторон, окружённый водой (океанами). - А вы знали, что существует гипотеза, как вообще появились материки. -У учёных есть гипотеза о том, что, если все материки, которые есть на карте вырезать, то их можно будет сложить как пазлы. Когда-то на планете был просто большой участок суши, но произошёл взрыв и материки отделились друг от друга. После чего в этих пустотах, которые появились, образовался океан. -Но это пока что просто гипотеза, которая не имеет научного подтверждения. -Может быть в будущем, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас докажет или опровергнет данную гипотезу.
-Так вот, на месте этих разломов образовалось огромное количество воды, которое называется океанами. - Давайте посмотрим и назовём эти океаны. - Всего у нас 4 океана: Тихий океан. (5-6 слайд) Первым человеком, пересекшим Тихий океан, был Фернан Магеллан. Во время его экспедиции стояла прекрасная погода, поэтому он и назвал открытый океан Тихим, но он совсем не тихий.
Атлантический Название океана связано с героем древнегреческих мифов — титаном Атлантом, который держал небосвод над бассейном, не позволяя ему рухнуть. Христофор Колумб открыл Атлантический океан во время своего первого плавания в поисках морского пути в Индию.
Индийский Индийский океан открыл португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш
Северный Ледовитый. В конце 18 века была совершена русская экспедиция под командованием Витуса Беринга с целью составления первой достоверной и подробной карты южной части Северного Ледовитого океана. Так назван из-за его расположения на севере и наличия льдов.
-Помните я вам вначале урока загадывала загадку: что обозначают буквы Т, И, А, С Л, Ю? -Верно, это первые буквы названия всех океанов.
|
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задание в парах
Вспоминают правила работы в парах
Выполняют физминутку
Работают с учебником
|
находить Россию на карте мира; показывать на карте океаны и материки распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире
|
П: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий. К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.
Л: сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться |
20 мин |
|
V. Этап учебного действия |
10 мин |
|||||
Задачи Формировать умение применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность
|
Мы с вами приближаемся к завершению нашего путешествия. Я предлагаю вам проверить как хорошо вы усвоили новый материал.
Каждый из вас получит карточки с вопросами. Вам необходимо из предложенных вариантов, выбрать правильный. Не забудьте подписать имя и фамилию. 1.Где изображение более точное? А. Глобус Б. Карта 2. Сколько материков на земле? А. 3 Б.6 В. 4 3. Какой самый большой материк? А. Австралия Б. Африка В. Евразия 4. Сколько океанов на земле? А. 4 Б. 5 В. 7
- А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте ответы по эталону. (7 слайд) Резервное задание (домашнее задание) - Ребята, а вы знали, что до недавнего времени более 10 лет во всех научных источниках, говорилось о том, что Арктика — это просто безмолвное ледяное пространство, океан, покрытый льдом. Десятилетия назад, для науки 10 лет это совсем мало, российские учёные делали экспериментальное глубокое забуривание и брали пробу льда. Но когда растаял лёд, учёные обнаружили небольшой кусочек почвы и совсем маленькое насекомое. Это показывает то, что под большим слоем льда находится почва. Проводят научные взыскания о том, что это ещё один материк. И во многих источниках уже чётко пишется, что это материк. Но когда ваши бабушки и дедушки ещё учились в школе Арктика ещё не считалась материком. Это просто называли водное пространство, покрытое льдом. Сейчас учёные изучают сколько лет этому материку, пытаются ещё больше найти какое-нибудь доказательство, что там существуют признаки жизни. Ребята, а как вы думаете, как бы могла выглядеть Арктика, какие бы животные там жили, какие бы растения там росли? Изучите эту тему. Может вы найдёте какую-либо информацию на этот счёт или спросите у взрослых может они знают
|
Индивидуально выполняют задание
Сверяют свои ответы с правильными |
|
Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; находить ошибки в своей работе, корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
|
|
|
VI. Подведение итога урока, домашнее задание |
||||||
Задачи Зафиксировать новое содержание урока.
|
-Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорил. - Какая была тема нашего урока? - Что нового вы сегодня узнали? - Смогли ли мы расшифровать загадку? |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
|
К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику. |
3 мин
|
|
VI. Рефлексия |
2 мин. |
|||||
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Вот и закончился наш урок. Поднимите две руки те, кто всё понял и одну руку, у кого остались вопросы. -Вы все большие молодцы, спасибо за увлекательный урок! -До свидания!
|
|
|
|
|
- Course creator: Рудковская Марина Юрьевна
Организационно-мотивационный этап:
Задание 1. Расшифруйте рассказ.
Наш путь шел от по
до
. Затем мы двигались
по
вдоль
к
. К вечеру мы вошли в
, прошли 2 км по
и у
сделали привал.
Текст
Однажды в классе сельской школы Слава, Соня и Сева внимательно рассматривали глобус и мечтали о далёких путешествиях. Дети сожалели о том, что Америка, Северный и Южный полюсы, страны и континенты уже открыты и исследованы другими людьми. Своими рассуждениями они поделились с учителем, Светланой Вячеславовной.
– Вы напрасно расстраиваетесь. «Стать путешественником можно и в наши дни», – сказала она ребятам.
– Но прежде, ответьте на три важных вопроса. Вот эти вопросы: – Известно ли вам, с чего начинались великие путешествия?
– Твёрдо ли вы знаете, куда, зачем и почему хотите отправиться в путешествие?
– Нужна ли путешественникам карта?
Светлана Вячеславовна посоветовала ребятам для начала отправиться в путешествие по родному краю.
Вопрос 1. Как вы думаете, понадобится ли ребятам географическая карта, чтобы отправиться в путешествие? Выберите один вариант ответа. Да Нет
Вопрос 2. Помогите ребятам выбрать карту, с помощью которой можно совершить путешествие по родному краю. Запишите номер выбранной вами карты____________________________
1. карта метро, 2- карта полушарий, 3- карта местности, 4- контурная карта.
Вопрос 3. Объясните, для чего необходима географическая карта во время путешествия по родному краю. Отметьте несколько правильных ответов.
- Найти месторасположение достопримечательностей родного края
- Отметить месторождения полезных ископаемых
- Передвигаться по окрестностям родного края
- Обозначить места сельскохозяйственных угодий
- Нанести на карту маршрут путешествия
Вопрос 4. Цифрами на карте обозначены точки, где Слава, Соня и Сева сделали остановки. С помощью карты и условных знаков определите, где делали остановки юные путешественники.
1 – _________________________________________________
2 – _________________________________________________
3 – ___
Нарисуй условными обозначениями лес, кустарник, луг.
а. Открытие нового знания(теория)
Лекционный материал.
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
Вы уже знаете, что моделью земного шара является глобус. Главное достоинство глобуса - это его объёмность, передающая шарообразную форму Земли. Но глобусом неудобно пользоваться именно из-за его объёмности, которая затрудняет решение каких-либо практических задач. Кроме этого, на глобусе нельзя показать некрупные и мелкие объекты: жилые кварталы, отдельные деревья, сады, родники и т. д. Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности . Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхности является географическая карта — чертёж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам . Одно из главных правил: карта, как и план, строится в масштабе. Истоки современной картографии следует искать в Древней Греции. Ведь именно древнегреческие учёные указали на шарообразность Земли, вычислили её размеры, предложили использовать систему параллелей и меридианов и, наконец, создали первую «настоящую» карту с градусной сетью. Первое собрание карт было помещено в труде «География» древнегреческого философа и астронома Клавдия Птолемея (ок. 90 - ок. 160). С этих пор карты стали использовать не только в научных, но и в практических целях (для сбора налогов, подсчёта площадей и рас стояний). Неоценимый вклад в развитие картографии в Средние века внес голландский картограф Герард Меркатор (1512—1594). Он издал сборник карт и описаний стран, который назвал атласом в честь Атласа (Атланта), осуждённого навеки держать на своих плечах свод небес. С тех пор все сборники карт называют атласами. В первой половине ХХ в. на помощь картографам пришла аэрофотосъёмка, т. е. фотографирование местности с самолёта или других летательных аппаратов . Аэрофотоснимки дают достаточно полную информацию об отдельных участках местности. Сейчас картографическую информацию поставляют в основном искусственные спутники Земли, а обрабатывают автоматически с помощью компьютеров. Космические снимки отличаются тем, что передают информацию о больших участках земной поверхности. Аэрофотоснимки и космические снимки требуют дешифровки, т. е. умения читать их.
Когда появились и какими были первые карты?
Географические карты начали создавать задолго до появления письменности. Об этом рассказывают археологические находки, возраст которых достигает 10-15 тыс. лет. У древних людей, занимавшихся охотой и поэтому уходивших на далёкие расстояния в поисках добычи, всегда была необходимость запоминать местность, пути к новым охотничьим угодьям. Рисунки-карты стали средством обмена информацией об окружающем мире между людьми, поколениями, племенами. Подручными материалами, на которые наносились рисунки-карты, могли быть камни, костяные пластины, береста, дерево. Был найден даже кусок бивня мамонта с картографическим чертежом. В Древнем Вавилоне для рисования карт использовались глиняные таблички, в Египте — папирус, в Китае — шёлк. Карты рисовали такие известные художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер. Картами украшали дворцы, их коллекционировали . Первые карты содержали огромное количество ошибок: их составители мало думали о точном измерении расстояний или передаче очертаний географических объектов. Но даже такие карты были бесценными, потому что благодаря им можно было повторить уже пройденный кем-то путь, обезопасить себя от каких-либо неприятностей.
Как изменялись карты на протяжении истории человечества?
Расцвет картографии напрямую связан с эпохой Великих географических открытий (ХV—XVI вв.). Ориентируясь по картам, плыли и шли первооткрыватели, на карты наносились новые земли, по картам устанавливались границы новых владений . Изобретение печатного станка позволило быстро тиражировать карты. Карта перестала быть единичным произведением искусства и сделалась массовой и общедоступной.
Как делают карты на компьютере?
В памяти компьютера хранятся координаты миллионов точек земной поверхности, очертания рек и гор, морей и озёр, границ государств. Из этих точек и линий по принципу конструктора и строится новая карта. Картографу достаточно лишь выбрать, что необходимо изобразить на карте в соответствии с её предназначением и масштабом. Например, на политической карте необходимо обозначить границы и города, а на карте растительности лучше показать границы заповедников и национальных парков.
Компьютерные карты имеют целый ряд очевидных преимуществ перед картами, созданными традиционным способом. Их отличает высокая точность. Они быстры в создании. Компьютерные карты почти не успевают «стареть». Любое изменение географических названий, границ, очертаний объектов в считанные часы может быть отражено на карте. Компьютерная карта позволяет быстро переходить от одного масштаба к другому и от одной картографической проекции (способ изображения поверхности земного шара на плоскости) к другой . Поскольку компьютерная карта существует в электронном виде, она очень доступна, компактна и совместима с большинством компьютерных программ. В случае, когда компьютерная карта дополняется текстом, таблицами, программами для построения схем и графиков, получившийся компьютерный продукт называют географической информационной системой или сокращенно ГИС. При помощи ГИС можно быстро составить план строительства новых дорог, кварталов, определить наиболее выгодный способ использования земли, вести наблюдения за районами возникновения опасных природных явлений.
-Творческий этап:
М.С.Смирнова.
Проблема 7. Работа с географическими картами в начальной школе
Как и с какими картами работать?
С какими картами работают младшие школьники?
Это две основных карты — физическая карта полушарий и карта России. В 4 классе дети работают с картой природных зон нашей страны.
Однако в настоящее время возникает острая необходимость научить школьника методам извлечения информации из различных источников. Важным средством информации является карта, которая представлена не только на страницах школьных учебников, но и в электронных источниках информации, которыми активно пользуется современный ученик.
Карта выполняет две функции: это и объект изучения, и источник информации. Однако развитию картографических знаний и умений уделяется недостаточное внимание в процессе обучения. Существует разрыв между значением картографических произведений в развитии младшего школьника и практикой их использования в начальной школе.
Учащиеся работают с моделью — глобусом, с помощью которого происходит знакомство с формой и размерами Земли, формируется представление о градусной сетке («Школа 2100»).
Тема « План и карта». Учащиеся знакомятся с понятием план и карта, выявляют черты их сходства и различия, учатся читать карту. На уроках и во время экскурсий (если учитель рискнет их проводить) отрабатывается содержание вопроса «Ориентирование на местности». Следовательно, младшие щкольники должны быть знакомы с понятиями «горизонт» и «стороны света». Они должны уметь пользоваться компасом, ориентироваться по нему и по местным признаком. Дети должны получить представление о том, как вычерчивают план школы и пришкольного участка.
В процессе изучения окружающего мира дети знакомятся с картой как объектом изучения: исследуют, что такое масштаб и как показаны на карте природные, социальные объекты, учатся работать с настенной и контурной картой (нередко она представлена в рабочих тетрадях).
В методике преподавания начального естествознания накоплен обширный опыт по работе с картами, разработаны приемы работы с ними (1,с. 199 – 204). На основе требований стандарта начального образования разработаны интегрированные задания по итоговой аттестации учащихся четвертого класса, в состав которых включены и задания, нацеленные на работу с картой. Однако анкетирование учителей и беседы с ними показывают, что в реальной практике массовой школы работе с картой уделяется крайне мало внимания. Учителя испытывают трудности в реализации этого направления их работы, поскольку сами нередко имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку по данному вопросу, не в полной мере осознают значение карты в развитии пространственного мышления, умении устанавливать причинно – следственные связи, повышении интереса к предмету. При этом надо заметить, что авторами УМК по курсу «Окружающий мир» разработаны наборы карт (атласы), имеются методические рекомендации. Однако некоторые картографические произведения не в полной мере соответствуют возрастным и психологическим особенностям младших школьников, да и школа редко обеспечена ими. При изучении методических рекомендаций многие учителя игнорируют те материалы, которые посвящены работе с картой.
Таким нам представляется круг проблем, который связан с использованием карты при изучении окружающего мира. Поэтому хотелось бы рассмотреть различные приемы работы с картой, которые могли бы быть интересными для учащихся и помогли бы активизировать процесс обучения.
Как работать с картой? В начальной школе формируется умение читать карту, что подразумевает умение узнавать действительность, реальный мир в сочетании условных знаков, т.е. извлекать информацию о качественных и количественных характеристиках изображенной на ней территории (3,с. 174). Это умение базируется на понимании карты. Под пониманием карты подразумевается наличие картографических знаний (что такое географическая карта, ее отличия от других изображений земной поверхности).
В основном учащиеся знакомятся с планами и картой в 4 классе и, как правило, начинается это знакомство с темы « Изображение местности на плане». В содержании этой темы самым главным является изучение топографических знаков, что, кстати, очень нравится детям. Поэтому можно предложить детям чтение рассказов, в которых условные знаки заменяются словами, и наоборот – слова заменяются условными знаками (однако этот вариант работы более сложен для детей и требует больших затрат времени). Приведем пример из учебника О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» (4,с. 85).
«Четвертый год я хожу в …… одним путем. Раньше, выйдя из дома, я всегда заходил на …. у дороги и выпивал горсточку – другую чистой воды. Далее, за … через тогда еще глубокую речушку, дорога шла по березовой роще и выводила на широкий …., за которым виднелась окраина города и моя школа. За последние три года дорога стала неузнаваемой. Город сильно разросся. На прежнем лугу поднялись новые дома. Роща давно стала …. И о ней напоминают только остатки….. Вместо речки по дну ….течет грязный ручей, в который сливают городские отходы. А на его месте возникло топкое…. Как могли люди уничтожить красоту и чистоту моего любимого уголка природы!»
Далее автор предлагает задание: «Нарисуй с помощью условных знаков, как изменилась местность за четыре года». Безусловно, такие приемы работы можно модифицировать. Если у учителя имеются карточки с топографическими знаками, то описанный вид работы можно выполнять фронтально в виде аппликаций на магнитной доске или интерактивной доске. При проверке знаний и умений в форме теста также можно использовать этот материал: ученик отмечает цифрами, какой топографический знак необходимо использовать в том или другом месте рассказа. Если учитель «заразит» детей своим интересом к изучению этой темы, то они сами предложат много интересных рассказов.
В целях формирования умения ориентироваться и использовать необходимые условные знаки плана, учителя нередко используют другой прием работы.
« Нарисуй дорогу по описанию с помощью условных знаков и масштаба». Приведем пример. « Пройди через луг на северо – восток 150 метров и поверни строго на север. Через 200 метров, напротив родника поверни на восток и иди через кустарник метров 300. Впереди будет ельник. Поверни на юг, пройди 100 метров до просеки. В самом ее начале, у большого муравейника я буду ждать тебя» (4, с. 86).
Детям можно предложить составить аналогичное задание, что будет представлять для них больший интерес. Кроме того, можно этот вид задания сделать более личностно значимым для детей, связав его, например, с летним отдыхом (путешествиями, лагерями отдыха, дачами), поисками кладов и пр.
Использование приемов занимательности не теряет своей актуальности, ведь дети любят что-то расшифровать, разгадывать. Приведем пример. « В одной семье, при ремонте квартиры, в старом шкафу были обнаружены планы (карты) местности. Один – совсем старый, на нем стерлись некоторые знаки, другой план читается легко. Ребята решили узнать, какая территория изображена на этих планах…
Сравнив два плана, они решили, что на них изображена одна и та же местность, вероятно, та, где жили их предки. Тогда ребята решили узнать, как изменилась эта местность за последнее время…»
Как видно, этот пример не только помогает сформировать умение работы с планом местности, но и затрагивает другие темы (например, « Моя родословная»).
Занимательные «моменты» всегда помогают учителю активизировать процесс обучения. Разгадывание кроссвордов, загадок - известные приемы, но мало применяемые в работе с картой. Наиболее полный комплект заданий такого характера на страницах учебника предлагает О.Т.Поглазова (4).
Установление пространственных отношений между объектами – важное умение. Приведем пример задания, нацеленного на формирование такого умения.
« Представь себе, что ты идешь по дороге. Опиши, что ты видишь справа и слева от дороги». Предполагаемый ответ ученика: «Справа от дороги я вижу озеро. А вот озеро, расположенное слева от дороги, я вряд ли увижу, так как оно расположено в лесу (хвойном). Если идти зимой, то озеро справа от дороги я вряд ли замечу, если оно будет покрыто льдом».
Еще один вид работы, позволяющий устанавливать пространственные отношения между объектами – это анализ планов местности с умышленным допущением ошибок.
Многие учителя в работе используют прием «заселения карты». Это означает, что мере изучения темы, дети отмечают условными знаками основные черты изучаемой территории ( полезные ископаемые, показатели климата, характер растительности, животного мира, города и пр). Таким образом, в процессе творческой работы учащиеся самостоятельно создают свою карту. Этот прием помогает установить причинн -следственные связи, сформировать пространственные представления, а также моделировать различные варианты взаимоотношения человека с природой (1.)
Всегда вызывает интерес у детей работа, предполагающая возможность оценки их восприятия реальной действительности с учетом переноса трехмерного изображения на плоскость.
Задание 1.Нарисуй свой путь из школы домой. Изобрази объекты, мимо которых ты проходишь.
Задание 2. Представь себе, что ты летишь на воздушном шаре и сверху видишь территорию своей школы. Нарисуй то, что ты видишь.
В целях формирования представлений учащихся о расположении материков и океанов на карте мира, а также для проверки знаний об основных элементах градусной сети (экватор, нулевой меридиан, параллели и меридианы), рекомендуем проводить групповую работу, выполнение которой всегда интересно и учащимся 4 классов, и студентам (рис.5) Тема работы «Моя карта мира». Класс делится на группы (по 4 – 5 чел). Каждая группа должна иметь следующее оборудование: бумага формата А3, набор фломастеров, клей, контуры материков (подготовленные заранее – вырезаны из цветной бумаги). Время выполнения работы – 1 урок. Инструкция к выполнению. 1. Отметь основные элементы градусной сети на бумаге (экватор, нулевой меридиан). 2. Расположи (приклей) контуры материков так, как они расположены на карте мира. Подсказок нет. Контуры материков располагаются по памяти. В конце урока учащиеся демонстрируют полученные результаты, вывешивая карты - аппликации на доску.
В настоящее время учителя начальной школы недостаточно используют контурную карту, не всегда уделяют внимание работе с географической номенклатурой (географическими названиями). Вместе с тем, требования стандарта начального образования предусматривает такое направление работы. Для закрепления знаний о географических названиях можно быстро проверить уровень их усвоения таким образом. На настенной карте пронумерованными цветными кружочками отмечены географические объекты. Учитель их показывает, а дети отмечают в тетради их названия.
Или наоборот, учитель читает названия географических объектов, а дети отмечают цифрой правильный ответ.
Для того, чтобы показать роль карты для современного человека, можно организовать выставку – презентацию различных картографических произведений. Предложите задания детям:
1. Найдите дома книги, энциклопедии, журналы, путеводители, в которых имеются какиелибо карты. Расскажите о них. Какую информацию нам «рассказывают» эти карты?
2. Найдите в Интернете карты. Какую информацию предоставляют они нам? На каких
сайтах они размещены? Почему?»
Такие задания помогут детям сформировать представление о многообразии картографических произведений и их роли в современном мире, расширят кругозор детей, научат работать с различными источниками информации
Анализ техкарт урока Земля на карте 2 кл Школа России.
Макет технологической карты пробного урока окружающий мир
ФИО студента ….. Дарья Ивановна
Подпись методиста ____________
Дата 15.05.2025 2 Класс 2 часть
Тема урока
|
Земля на карте |
Цель
|
Создание условий для формирования представлений о понятии «карта мира», знакомство с океанами и материками Земли.
|
Образовательные задачи
|
Узнать, как распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; Научиться находить Россию на карте мира; показывать на карте океаны и материки
|
Развивающие задачи |
Способствовать развитию познавательных УУД: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий. Способствовать развитию коммуникативных УУД: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений Способствовать развитию регулятивных УУД: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; находить ошибки в своей работе, корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
|
Воспитательные задачи |
Способствовать формированию
|
Планируемые результаты |
|
Предметные:
|
Ученик узнает, как распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; Ученик научится находить Россию на карте мира; показывать на карте океаны и материки
|
Метапредметные |
1. Познавательные: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий.
2. Коммуникативные: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
3. Регулятивные: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; находить ошибки в своей работе, корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
|
Личностные |
У обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: |
Основные понятия |
Карта мира |
Межпредметные связи |
Русский язык, изобразительное искусство |
Оборудование
|
Учебник Окружающий мир «Школа России» 2 класс 2 часть Стр. 110-113 Презентация к уроку Карточки с заданиями |
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I. Организация начала урока
|
||||||
|
Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Ивановна сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Давайте перед началом урока проверим нашу готовность к уроку. Посмотрите глазами всё ли у вас лежит на парте. Если вы готовы поднимите глазки на меня и тогда я пойму, что я могу начать урок.
|
Слушают учителя Проверяют готовность к уроку
|
|
Р: проявлять уважительное отношение к собеседнику.
|
1 мин
|
|
II. Мотивация к учебной деятельности |
||||||
Задачи: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Актуализировать требования ….. Создать условия для постановки учебной задачи |
-Ребята, урок окружающего мира очень интересный урок, поэтому давайте соблюдать правила дисциплины. -Чтобы вы себя контролировали предлагаю вам поиграть в игру, называется она «Шумомер». На доске три линии, каждая линия отвечает за определённый ряд, под линиями магнитики, как только какой-то ряд начинает шуметь, я буду поднимать магнитик вверх, в конце урока, у какого ряда магнитик будет выше, чем у других, к сожалению, я задам дополнительное домашнее задание. -Ребята вы наверняка на уроках работали в парах, давайте вспомним какие правила работы в парах вы знаете. 1.
обращаться друг к другу по имени, спокойно, не повышая голоса;
-На уроке нам также предстоит работать с картой, поэтому нужно знать правила работы с картой. 1.Показывая материк, ведём указкой по его границе. 2.Не заслоняй собой карту. 3.Указка берётся в ту руку, которая ближе к карте.
|
|
|
Р: проявлять уважительное отношение к собеседнику; в процессе диалогов задавать вопросы, в соблюдать правила ведения диалога высказывать суждения; |
2-3 мин. |
|
III. Постановка учебной задачи |
||||||
Задачи Организовать формулирование темы урока учащимися. Организовать постановку цели урока учащимися. |
-Ребята, перед вами три изображения (планета Земля, глобус и карта). Что это? ( 1 слайд) Что такое глобус? А для чего нужен глобус? (для того, чтобы увидеть, что есть на нашей планете: материки, океаны, реки, озёра) А карта? Для чего она нужна? - Как вы думаете, где более точно мы можем увидеть информацию, на карте или на глобусе? Почему? - Ребята, глобус — это уменьшенная копия нашей Земли, поэтому изображение будет более точное. Ведь для того, чтобы изобразить то, что нужно показать на выпуклой стороне, к карте это нужно так скажем «приплюснуть, примять». Из-за этого и будут искажения - Карт существует различное множество: физическая (материки и океаны), политическая (показаны страны) и другие.
-Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей карте. (2 слайд) - На уроке вам предстоит разгадать загадку: что обозначает 5 «а», 1 «е»; а также что означают буквы: Т, И, А, С Л, Ю -Итак, мы услышали ваши варианты, в конце урока мы сделаем вывод, правильные ли были ваши предположения или нет.
|
С помощью учителя формулируют тему урока.
|
|
К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; в процессе диалогов задавать вопросы, в соблюдать правила ведения диалога высказывать суждения; П: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
|
7 мин
|
|
IV. Решение учебной задачи |
||||||
Задачи Формировать умение ориентироваться в …, умение делать собственные выводы на основе анализа изучаемого материала, применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность
|
-Я думаю мы можем начинать наше путешествие. Давайте закроем глаза и представим, что мы летим в самолёте. Можете открывать. (3 слайд) -Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Как называется данный материк? Начинается он на букву «Е». - Верно, это материк Евразия, он начинается с буквы е. Евразия — самый большой материк на Земле, он состоит из двух частей света — Европы и Азии.
- А как вы думаете, что же обозначает 5 «а»? Остальные материки начинают на букву «А». Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. (Попутно показывая на карте данные материки) (дети показывают у себя на карте) Северная и Южная Америка Официально первооткрывателем Северной и Южной Америки признан Христофор Колумб.
-- Итак, мы с вами рассмотрели какие есть материки на Земле, увидели их на карте, и теперь у меня для вас есть задание. Его вы будете выполнять в парах. Работа с карточками. (4 слайд) Перед вами карточки, на которых изображены материки, ваша задача используя карту в учебнике соотнести силуэт материка и его название. (Задание из рабочей тетради)
-Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. ФИЗМИНУТКА Тихо все, ребята, встали Руки дружно все подняли Развели их в стороны Посмотрели ровно ли Опустили разом вниз Тихо, тихо все садись
- Итак, мы с вами отдохнули, и вновь можем продолжать работать.
- А как вы думаете, что такое материк? -Материк — это большой участок суши со всех сторон, окружённый водой (океанами). - А вы знали, что существует гипотеза, как вообще появились материки. -У учёных есть гипотеза о том, что, если все материки, которые есть на карте вырезать, то их можно будет сложить как пазлы. Когда-то на планете был просто большой участок суши, но произошёл взрыв и материки отделились друг от друга. После чего в этих пустотах, которые появились, образовался океан. -Но это пока что просто гипотеза, которая не имеет научного подтверждения. -Может быть в будущем, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас докажет или опровергнет данную гипотезу.
-Так вот, на месте этих разломов образовалось огромное количество воды, которое называется океанами. - Давайте посмотрим и назовём эти океаны. - Всего у нас 4 океана: Тихий океан. (5-6 слайд) Первым человеком, пересекшим Тихий океан, был Фернан Магеллан. Во время его экспедиции стояла прекрасная погода, поэтому он и назвал открытый океан Тихим, но он совсем не тихий.
Атлантический Название океана связано с героем древнегреческих мифов — титаном Атлантом, который держал небосвод над бассейном, не позволяя ему рухнуть. Христофор Колумб открыл Атлантический океан во время своего первого плавания в поисках морского пути в Индию.
Индийский Индийский океан открыл португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш
Северный Ледовитый. В конце 18 века была совершена русская экспедиция под командованием Витуса Беринга с целью составления первой достоверной и подробной карты южной части Северного Ледовитого океана. Так назван из-за его расположения на севере и наличия льдов.
-Помните я вам вначале урока загадывала загадку: что обозначают буквы Т, И, А, С Л, Ю? -Верно, это первые буквы названия всех океанов.
|
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задание в парах
Вспоминают правила работы в парах
Выполняют физминутку
Работают с учебником
|
находить Россию на карте мира; показывать на карте океаны и материки распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире
|
П: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий. К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.
Л: сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться |
20 мин |
|
V. Этап учебного действия |
10 мин |
|||||
Задачи Формировать умение применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность
|
Мы с вами приближаемся к завершению нашего путешествия. Я предлагаю вам проверить как хорошо вы усвоили новый материал.
Каждый из вас получит карточки с вопросами. Вам необходимо из предложенных вариантов, выбрать правильный. Не забудьте подписать имя и фамилию. 1.Где изображение более точное? А. Глобус Б. Карта 2. Сколько материков на земле? А. 3 Б.6 В. 4 3. Какой самый большой материк? А. Австралия Б. Африка В. Евразия 4. Сколько океанов на земле? А. 4 Б. 5 В. 7
- А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте ответы по эталону. (7 слайд) Резервное задание (домашнее задание) - Ребята, а вы знали, что до недавнего времени более 10 лет во всех научных источниках, говорилось о том, что Арктика — это просто безмолвное ледяное пространство, океан, покрытый льдом. Десятилетия назад, для науки 10 лет это совсем мало, российские учёные делали экспериментальное глубокое забуривание и брали пробу льда. Но когда растаял лёд, учёные обнаружили небольшой кусочек почвы и совсем маленькое насекомое. Это показывает то, что под большим слоем льда находится почва. Проводят научные взыскания о том, что это ещё один материк. И во многих источниках уже чётко пишется, что это материк. Но когда ваши бабушки и дедушки ещё учились в школе Арктика ещё не считалась материком. Это просто называли водное пространство, покрытое льдом. Сейчас учёные изучают сколько лет этому материку, пытаются ещё больше найти какое-нибудь доказательство, что там существуют признаки жизни. Ребята, а как вы думаете, как бы могла выглядеть Арктика, какие бы животные там жили, какие бы растения там росли? Изучите эту тему. Может вы найдёте какую-либо информацию на этот счёт или спросите у взрослых может они знают
|
Индивидуально выполняют задание
Сверяют свои ответы с правильными |
|
Р: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; находить ошибки в своей работе, корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
|
|
|
VI. Подведение итога урока, домашнее задание |
||||||
Задачи Зафиксировать новое содержание урока.
|
-Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорил. - Какая была тема нашего урока? - Что нового вы сегодня узнали? - Смогли ли мы расшифровать загадку? |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
|
К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику. |
3 мин
|
|
VI. Рефлексия |
2 мин. |
|||||
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Вот и закончился наш урок. Поднимите две руки те, кто всё понял и одну руку, у кого остались вопросы. -Вы все большие молодцы, спасибо за увлекательный урок! -До свидания!
|
|
|
|
|
- Course creator: Рудковская Марина Юрьевна
- Course creator: Губанкова Виктория Сергеевна
- Course creator: Доночкина Ольга Викторовна
- Course creator: Вайнберг Елена Александровна
- Course creator: Рудковская Марина Юрьевна
- Course creator: Показий Евгения
- Course creator: Богашова Ирина Леонидовна
- Course creator: Максименко Максим Олегович
- Course creator: Шишкина Ирина Михайловна
- Course creator: Поликарпова Ирина Владимировна
- Course creator: Кондратова Анна Анатольевна
- Course creator: Ильина Анна Петровна
- Course creator: Максименко Максим Олегович
- Course creator: Богашова Ирина Леонидовна
- Course creator: Сухачева Татьяна Валерьевна
- Course creator: Капков Геннадий Александрович
- Course creator: Политко Инна Викторовна
- Course creator: Политко Инна Викторовна
- Course creator: Ильина Анна Петровна
- Course creator: Букина Надежда Владимировна
- Course creator: Загребайло Марина Викторовна
- Course creator: Козлихина Ирина Владимировна
- Course creator: Воробьева Марина Геннадьевна